«Есть контакт!»

visibility1141

В этот вторник — 28 ноября — завершился тренинг «Эмоциональный интеллект» под руководством психолога Натальи Косяковой! Все кто пошёл на тренинг — узнали что-то новое, и прежде всего, что-то новое о себе! Браво учителю!



На тренинге сотрудники компании BRG изучали:



  1. Умение понимать свои эмоции;
  2. Умение понимать эмоции партнёра;
  3. Умение управлять своими эмоциями.

По словам многих участников тренинга на многих произвёл впечатление «Кувшин эмоций».



Положительное отношение к себе — основа психологического выживания.



Неприятные эмоции — гнева, злобы, агрессии. Эти чувства можно назвать разрушительными, так как они разрушают и самого человека (его психику, здоровье), и его взаимоотношения с другими людьми. Они — постоянные причины конфликтов, порой, материальных разрушений, и даже войн.



Изобразим «сосуд» наших эмоций в форме кувшина. Поместим гнев, злобу и агрессию в самой верхней его части. Тут же покажем, как эти эмоции проявляются во внешнем поведении человека. Это так, к сожалению, знакомые многим обзывания и оскорбления, ссоры, наказания, действия «назло» и т.п.



 Теперь спросим: а отчего возникает гнев? Психологи отвечают на этот вопрос несколько неожиданно: гнев — чувство вторичное, и происходит он от переживаний совсем другого рода, таких как боль, страх, обида.



Итак, мы можем поместить переживания боли, обиды, страха, досады под чувствами гнева и агрессии, как причины этих разрушительных эмоций (II слой «кувшина»).



Пи этом все чувства этого второго слоя — страдательные: в них присутствует большая или меньшая доля страдания. Поэтому их нелегко высказать, о них обычно умалчивают, их скрывают. Почему? Как правило, изза боязни унизиться, показаться слабым. Иногда же человек и сам их не очень осознает («Просто зол, а почему — не знаю!»).



Скрывать чувства обиды и боли часто учат с детства. Наверное, вам не раз приходилось слышать, как отец наставляет мальчика: «Не реви, лучше научись давать сдачи!» 



Отчего возникают «страдательные» чувства? Психологи дают очень определенный ответ: причина возникновения боли, страха, обиды —в неудовлетворении потребностей.



Каждый человек, независимо от возраста, нуждается в пище, сне, тепле, физической безопасности и т.п.



Это так называемые органические потребности. Они очевидны, и о них мы не будем сейчас говорить.



Сосредоточимся на тех, которые связаны с общением, а в широком смысле — с жизнью человека среди людей.



Вот примерный (далеко не полный) перечень таких потребностей.



Человеку нужно: чтобы его любили, понимали, признавали, уважали: чтобы он был комуто нужен и близок: чтобы у него был успех — в делах, учебе, на работе: чтобы он мог себя реализовать, развивать свои способности, самосовершенствоваться, уважать себя.



Если в стране нет экономического кризиса или тем более войны, то в среднем органические потребности более или менее удовлетворяются. А вот потребности только что перечисленные, всегда находятся в зоне риска!



Человеческое общество, несмотря на тысячелетия своего культурного развития, не научилось гарантировать психологическое благополучие (не говоря уже о счастье!) каждому своему члену. Да и задача это сверхсложная. Ведь счастливость человека зависит от психологического климата той среды, в которой он растет, живет и работает. И еще — от эмоционального багажа, накопленного в детстве. К сожалению, обязательных школ общения у нас еще нет. Они только зарождаются, да и то — на добровольных началах.



Итак, любая потребность из нашего списка может оказаться неудовлетворенной, и это, как мы уже сказали, приведет к страданию, а возможно, и к «разрушительным» эмоциям.



Возьмем пример. Предположим, человеку крупно не везет: одна неудача следует за другой. Значит, не удовлетворяется его потребность в успехе, признании, может быть, самоуважении. В результате у него может появиться стойкое разочарование в своих силах или депрессия, или обида и гнев на «виновников».



И так обстоит дело с любым негативным переживанием: за ним мы всегда найдем какую-нибудь нереализованную потребность.



Снова обратимся к схеме и посмотрим, есть ли чтонибудь, что лежит ниже слоя потребностей? Оказывается, есть!



Бывает, при встрече мы спрашиваем друга: «Ну как ты?», «Как жизнь вообще?», «Ты счастлив?» — и получаем в ответ «Ты ведь знаешь, я — невезучий», или: «У меня всё хорошо, я — в порядке!»



Эти ответы отражают особого рода переживания человека — отношение к самому себе, заключение о себе.



Понятно, что подобные отношения и заключения могут меняться вместе с обстоятельствами жизни. В то же время в них есть некий «общий знаменатель», который делает каждого из нас скорее оптимистом или пессимистом, больше или меньше верящим в себя, а значит, более или менее устойчивым к ударам судьбы.



Психологи посвятили много исследований подобным переживаниям себя. Они называют их поразному: восприятием себя, образом себя, оценкой себя, а чаще — самооценкой. Пожалуй, наиболее удачное слово придумала В. Сатир. Она назвала это сложное и трудно передаваемое чувство чувством самоценности.



Ученые обнаружили и доказали несколько важных фактов. Вопервых, они открыли, что самооценка (будем пользоваться этим более привычным словом) сильно влияет на жизнь и даже судьбу человека.



Другой важный факт: основа самооценки закладывается очень рано, в самые первые годы жизни ребенка, и зависит от того, как с ним обращаются родители.



Общий закон здесь прост: Положительное отношение к себе — основа психологического выживания.



Базисные потребности: «Я любимый!», «Я хороший!», «Я могу!».



На самом дне эмоционального кувшина находится самая главная «драгоценность», данную нам от природы — ощущение энергии жизни. Изобразим ее в виде «солнышка» и обозначим словами: «Я есмь!» или более патетично: «Это Я, Господи!»



Вместе с базисными стремлениями оно образует первоначальное ощущение себя — чувство внутреннего благополучия и энергию жизни!



 





Гиппенрейтер Ю.Б. «Кувшин» эмоций



 



Наталья горячо отозвалась о наших сотрудниках и всех похвалила.



Наталья оказывает услуги психотерапевта в Студии здорового образа жизни «Стиль»(г. Иркутск, Волжская 51А).



Стоимость консультации: 500 руб/час



Контакт Натальи Косяковой:+7 914 935 98 80